Кино и украинцы

Старый кинотеатр в городе Каховка, что на Херсонщине, более 15 лет не распахивал свои двери перед зрителями. Чтобы увидеть фильм на большом экране, каховчанам приходилось ездить в Одессу, Киев или другие крупные города.
Второе рождение провинциального кинотеатра пришлось на 2009 год — в разгар финансового кризиса, когда, казалось, люди больше думали о хлебе, а не о зрелищах. Полный зрительный зал на первых сеансах в маленькой Каховке доказал, что вкладывать даже в региональный прокат весьма выгодное дело в любое время.

Соотечественники валом пошли в кино, обеспечив местным прокатчикам стремительный рост доходов

Старый кинотеатр в городе Каховка, что на Херсонщине, более 15 лет не распахивал свои двери перед зрителями. Чтобы увидеть фильм на большом экране, каховчанам приходилось ездить в Одессу, Киев или другие крупные города.
Второе рождение провинциального кинотеатра пришлось на 2009 год — в разгар финансового кризиса, когда, казалось, люди больше думали о хлебе, а не о зрелищах. Полный зрительный зал на первых сеансах в маленькой Каховке доказал, что вкладывать даже в региональный прокат весьма выгодное дело в любое время.
«Мы сами не ожидали, что наш проект так успешно стартует, — признается частный предприниматель Александр Филимонов, который вместе с партнерами инвестировал в возрождение заброшенного кинотеатра около 500 тыс. грн. — Сейчас уже очевидно, что потратили деньги мы не зря».
История из Каховки — проекция ситуации по всей странe. По данным международной ассоциации кинопроизводителей Motion Picture Association (MPA), доходы отечественных прокатчиков за прошлый год выросли до 440 млн грн., что в два раза больше, чем было в относительно благополучном 2008 году. Причем рост продолжается: уже за первые месяцы этого года кинотеатры заработали 100 млн грн. — на 40% больше, чем за аналогичный период 2009-го.
Общее число украинцев, кто регулярно обращается к «важнейшему из всех искусств», уже приближается к 14 млн человек, причем за 2009 год, прошедший под знаком финансового кризиса, к этой армии добавилось 2 млн новых киноманов. И теперь каждый третий житель страны может назвать себя поклонником большого экрана. «Кризис стал расцветом кино как одного из дешевых и популярных развлечений», — резюмирует Людмила Горделадзе, директор киевского кинотеатра Жовтень.

Искусство добывать деньги

Главной причиной успешности проката в Украине и в СНГ участники рынка называют громкие премьеры последних месяцев. Татьяна Коваль, директор компании Киномания, которая представляет в Украине фильмы голливудской компании Warner Brothers, уверена, что такие ленты, как Шерлок Холмс, Алиса в стране чудес, 2012, Ледниковый период: Эра динозавров и Аватар, стали главной движущей силой рынка кино в стране.
Ее коллега Андрей Дьяченко, директор компании Гемини, к фильмам-рекордсменам добавляет Мумию-3, Хенкока и мультфильмы Панда Кунг-Фу и Мадагаскар-2. Среди российских лент в Украине успешно продавались билеты на Адмирал и Самый лучший фильм. Наиболее успешные из них заработали от 22 млн грн. (Ледниковый период: Эра динозавров) до 70 млн грн. (Аватар). В нынешнем году, считает эксперт, рост продолжился в первую очередь за счет внедрения в отечественных кинотеатрах технологий трехмерного изображения, спровоцированного творением Джеймса Кэмерона — фильмом Аватар.
Повышенный зрительский интерес к иностранным блокбастерам стал причиной того, что отечественные кинотеатры теперь могут зарабатывать весьма крупные гонорары. Один украинский кинотеатр сейчас может заработать около 1 млн грн. за прокат одной кассовой картины, рассказывает Богдан Батрух, директор киевской компании B&H, которая привозит фильмы Walt Disney и Sony Pictures.
Зарабатывает вся прокатная цепочка: иностранные производители, дистрибьюторы, закупающие у них фильмы (они же тратятся на дубляж и рекламу), и кинотеатры. Причем в скором времени это трио разделит между собой уже 1 млрд грн. — именно столько, по мнению экспертов из МРА, заработает украинская прокатная индустрия в этом году.
Параллельно кинотеатры стараются привлечь зрителя и дополнительными услугами. На месте традиционных буфетов в холлах вырастают настоящие рестораны с обширным меню и прочими атрибутами, что делает кинотеатр не просто заведением для просмотра фильмов, а универсальным местом времяпровождения, добавляет Виктория Добровольская, директор по репертуару сети кинотеатров Линия кино.
В итоге укрепившуюся отрасль не подкосили даже законы об обязательном украинском дублировании фильмов. «Украинский язык является проблемой только для нескольких регионов, да и то только для старшего поколения кинозрителей, — уверена Горделадзе. — Молодые кинозрители не испытывают никаких неудобств».
Более того, часто удачный украинский перевод помогает прокату. «Украинский дубляж иногда даже лучше русского, и за счет удачного перевода даже такое посредственное кино, как Мальчишник в Вегасе, может собрать отличную кассу», — говорит Добровольская.

Новые кадры

Однако даже на фоне радужных перспектив кинопроката участники рынка уверены, что этот бизнес в Украине существует не благодаря, а вопреки. Прежде всего, потому, по словам Дьяченко, что украинская таможня необоснованно завышают стоимость ввозимых копий фильма, требуя включать в нее роялти и лицензионные платежи от показа. «Такая практика ставит многие картины на грань рентабельности», — уверен директор компании Гемини.
Прокатчики называют такую практику отечественным ноу-хау — в других странах подобных сборов просто не существует. По убеждению Коваль, таможенники нарушают доктрину Всемирной организации торговли, куда недавно вступила Украина.
Второй реальной проблемой игроки рынка называют расцвет пиратства, которое в кризис приобрело особый размах. Чтобы понять размер этого теневого рынка, достаточно вспомнить дело международной пиратской сети Медуза, разоблаченной в прошлом году. Ее ежемесячный доход равнялся $ 2 млн, причем доходы эти компания черпала исключительно на рынке СНГ, прежде всего, в России и Украине.
Единственной подмогой отечественному прокату чуть ли не за 20 лет его существования стало принятие в начале года законопроекта, предусматривающего шестилетние налоговые льготы тем, кто снимает украинские или дублирует иностранные фильмы. Кроме того, законодатель освободил кинопрокатчиков от арендной платы за землю до 2016 года. Это так или иначе может существенно изменить стоимость киносеанса в Украине.
Если не снизить, то хотя бы придержать рост на билеты прокатчики смогут и путем перехода на цифровые носители. Сейчас же абсолютное большинство фильмокопий ввозится в Украину на пленке, а потом тиражируется силами самих кинопрокатчиков, что, по самым приблизительным подсчетам PMA, стоит десятки тысяч долларов и значительно увеличивает цену билета для зрителя. «Цифровой формат фильмов намного легче и транспортировать и перезаписывать, — говорит Горделадзе. — В цифре фильм занимает один диск, а на пленке — два ящика».
Главные идеологи цифрового будущего в Украину приедут в апреле. В авангарде цифровиков — Сергей Ливнев, продюсер Любви в большом городе, Дмитрий Рудовский, гендиректор компании Федора Бондарчука Art Pictures Studio, и Марк Лоло — гендиректор компании Централ Партнершип Сейлз Хаус, снимающей сегодня новый музыкальный фильм Андрея Кончаловского, Щелкунчик 3D, в цифре.
Украинские кинопрокатчики ждут этого визита как самой успешной премьеры в своей карьере. Приверженцы цифрового формата обещают, что кино в цифре станет еще доступнее, а армия любителей широкого экрана станет еще больше. «Сейчас, когда цена на кинобилеты в Украине постоянно растет, введение цифрового кино для всего рынка было бы очень кстати», — уверена Горделадзе.
В результате, по оценкам участников рынка, этот успешный год может стать началом выхода отрасли на иной качественный уровень. По словам Горделадзе, украинский рынок охвачен не полностью — многие кинотеатры в регионах работают вполсилы, предлагая лишь низкопробные, а значит, изначально нерентабельные фильмы. «Если их запустить с хорошей премьеры, то даже в кризис отдача инвестиций будет сторицей», — резюмирует директор кинотеатра Жовтень.

Оригінал: журнал “Корреспондент” №14(402) від 16 квітня 2010 року. Передрук з дозволу редакції журналу “Корреспондент” .